СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И МОНИТОРИНГУ
ПРАКТИКИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
 → АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ || Методические и справочные материалы → Рекомендации для госорганов СО: определение перечней НПА

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЕЙ НПА


Рекомендации по определению перечней нормативных правовых актов Свердловской области в целях проведения мониторинга законодательства Свердловской области в соответствии с Законом Свердловской области «О мониторинге законодательства Свердловской области и мониторинге практики его применения»



Рекомендации по определению перечней нормативных правовых актов
Свердловской области в целях проведения мониторинга законодательства
Свердловской области в соответствии с Законом Свердловской области «О мониторинге законодательства Свердловской области и мониторинге практики его применения»

1. В соответствии со статьей 15 Закона Свердловской области «О мониторинге законодательства Свердловской области и мониторинге практики его применения» мониторинг законодательства Свердловской области» осуществляется на постоянной основе государственными органами Свердловской области в соответствии со своей компетенцией.

В частности, согласно Закону Свердловской области «О мониторинге законодательства Свердловской области и мониторинге практики его применения»:

1) Законодательное Собрание Свердловской области осуществляет мониторинг Устава Свердловской области, законов Свердловской области, нормативных правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Свердловской области (подпункт 3 статьи 8);

2) Губернатор Свердловской области осуществляет мониторинг нормативных правовых актов, принимаемых Губернатором Свердловской области (подпункт 2 статьи 9);

3) Правительство Свердловской области организует осуществление мониторинга нормативных правовых актов, принимаемых Правительством Свердловской области (подпункт 2 статьи 10);

4) областные и территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области осуществляют мониторинг нормативных правовых актов, принимаемых Правительством Свердловской области, связанных с реализацией функций и полномочий этих органов, а также нормативных правовых актов, принимаемых этими органами (подпункт 1 статьи 11);

5) государственные органы Свердловской области, не относящиеся к числу органов государственной власти Свердловской области, осуществляют мониторинг нормативных правовых актов, принимаемых этими органами (подпункт 1 статьи 12).

В соответствии с Областным законом «О правовых актах в Свердловской области» нормативные правовые акты Свердловской области принимаются в форме:

- Устава Свердловской области;

- законов Свердловской области;

- постановлений Законодательного Собрания Свердловской области;

- указов Губернатора Свердловской области;

- постановлений Правительства Свердловской области ;

- приказов министерств Свердловской области, департаментов Свердловской области, управлений Свердловской области, постановлений комиссий Свердловской области, распоряжений администраций управленческих округов, а также в иных формах, установленных в законах Свердловской области (для областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области);

- постановлений Избирательной комиссии Свердловской области, а также в иных формах, установленных законами Свердловской области (для государственных органов Свердловской области, не относящихся к числу органов государственной власти Свердловской области). 

Поскольку Областным законом «О правовых актах в Свердловской области» в случаях, установленных этим Областным законом, допускается издание государственными органами Свердловской области ненормативных (индивидуальных) правовых актов в тех же формах, в которых эти государственные органы издают нормативные правовые акты, при определении правовых актов нормативного характера следует также руководствоваться признаками нормативного правового акта.   

2. В Областном законе «О правовых актах в Свердловской области» дается определение следующих понятий:

1) правовой акт – официальный письменный акт (документ), содержащий нормы права или ненормативные (индивидуальные) предписания, принятый в порядке, установленном законодательством;

2) нормативный правовой акт – правовой акт, содержащий нормы права (рассчитанные на многократное применение обязательные правила поведения, устанавливающие, изменяющие или прекращающие права, обязанности, ответственность персонально неопределенного круга лиц и (или) предусматривающие утверждение, введение в действие, толкование, приостановление либо признание утратившим силу нормативного правового акта);

3) ненормативный (индивидуальный) правовой акт – правовой акт, содержащий индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу (лицам).


Признаки нормативного правового акта:

1) содержит обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия;

2) содержит общие предписания в виде норм права, которые носят общеобязательный характер;

3) адресован неопределенному кругу лиц;

4) рассчитан на многократное применение;

5) является правотворческим актом, направленным на установление, изменение или отмену юридических норм или изменение сферы их действия.

Ненормативный (индивидуальный) правовой акт в отличие от нормативного правового акта  содержит лишь предписания индивидуального характера, обращен к строго определенным лицам или кругу лиц (конкретность адресата) и рассчитан на разовое применение (в отличие от нормативного правового акта, рассчитанного на возможность неоднократного применения).

3. В соответствии с Законом Свердловской области «О мониторинге законодательства Свердловской области и мониторинге практики его применения» мониторинг законодательства Свердловской области осуществляется в отношении нормативных правовых актов Свердловской области, составляющих законодательство Свердловской области.

По критерию адресации нормативного правового акта неопределенному кругу лиц следует различать нормативные правовые акты, распространяющие свое действие на неопределенный круг лиц в широком понимании на уровне общественных отношений во всей Свердловской области, и распространяющиеся на неограниченный круг лиц в рамках, например, государственного органа, организации.

В первом случае следует говорить о нормативных правовых актах общего характера.

Во втором случае подразумеваются:

- нормативные правовые акты, имеющие внутреннее значение для структурных подразделений и работников государственных органов (локальные нормативные акты);

- нормативные правовые акты, регулирующие внутренние вопросы деятельности подведомственных государственным органам Свердловской области организаций.

Все эти акты являются нормативными по своему характеру.

4. В целях реализации Закона Свердловской области «О мониторинге законодательства Свердловской области и мониторинге практики его применения» при формировании перечней нормативных правовых актов Свердловской области, в отношении которых в 2014 году государственными органами Свердловской области проводится мониторинг законодательства Свердловской области, учитываются нормативные правовые актов общего характера.

При подготовке перечней нормативных правовых актов Свердловской области общего характера в целях проведения мониторинга законодательства Свердловской области в соответствии с Законом Свердловской области «О мониторинге законодательства Свердловской области и мониторинге практики его применения» государственным органам Свердловской области необходимо воспользоваться формами Форма 1 и Форма 2.

Форма 1 используется для всех форм нормативных правовых актов, принимаемых государственными органами Свердловской области, кроме Правительства Свердловской области. Форма 2 применяется в отношении нормативных правовых актов Правительства Свердловской области, связанных с реализацией функций и полномочий областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области.

В соответствии с Планом мероприятий государственных органов Свердловской области по реализации Закона Свердловской области «О мониторинге законодательства Свердловской области и мониторинге практики его применения» на 2014 год государственный орган Свердловской области определяет перечень нормативных правовых актов Свердловской области общего характера, в отношении которых проводится мониторинг законодательства Свердловской области, до 1 апреля 2014 года. Указанный перечень нормативных правовых актов общего характера, в отношении которых проводится мониторинг законодательства Свердловской области, необходимо представить в ГКУ СО «Уральский институт регионального законодательства» в срок до 15 апреля 2014 года.

5. По вопросу о проведении мониторинга законодательства Свердловской области в отношении нормативных правовых актов государственных органов Свердловской области, имеющих внутреннее значение для структурных подразделений и работников государственных органов (локальные нормативные акты), а также нормативных правовых актов, регулирующих внутренние вопросы деятельности подведомственных государственным органам Свердловской области организаций, необходимо отметить следующее.

Государственные органы Свердловской области составляют перечни нормативных правовых актов Свердловской области, имеющих внутреннее значение, в срок до 1 ноября 2014 года и самостоятельно определяют порядок и сроки осуществления мониторинга нормативных правовых актов Свердловской области, имеющих внутреннее значение.

При подготовке отчетов о результатах проведения мониторинга законодательства и мониторинга практики его применения в 2014 году, которые направляются в Совет по мониторингу законодательства Свердловской области и мониторингу практики его применения до 1 марта 2015 года, государственные органы Свердловской области указывают сведения о результатах проведения мониторинга законодательства в отношении нормативных правовых актов Свердловской области, имеющих внутреннее значение, по Форме 13.   

ФОРМЫ ПРИЛОЖЕНИЙ К ОТЧЕТУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА


Яндекс.Метрика
Тел/факс: (343) 378-94-36
Тел: (343) 358-18-40
E-Mail: sovet-m@uirz.ru,
              uirz@duma.midural.ru
© Совет по мониторингу законодательства Свердловской области
и мониторингу практики его применения


Екатеринбург, 2014-2019
Координатор сайта:
ГКУСО «Уральский институт
региональногозаконодательства»
(УИРЗ)